menu

Обновленный ФГОС-2021

Нормативная база

Федеральные документы
  • ☑ ФГОС НОО: Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 31.05.2021 № 286 “Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования”.
  • ☑ ФГОС ООО: Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 31.05.2021 № 287 “Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования”.
  • ☑ Письмо (с приложениями) Министерства просвещения Российской Федерации от 15.02.2022 № А3-113 / 03 о направлении методические рекомендации по введению обновленных федеральных государственных образовательных стандартов начального общего и основного общего образования.

 


Региональные документы
  • ☑ Распоряжение КО СПб от 26.04.2022 № 883-р “Об организации работы по подготовке системы образования Санкт-Петербурга к переходу на обновленные федеральные государственные образовательные стандарты начального общего и основного общего образования с 01.09.2022”.
  • ☑ Распоряжение КО СПб от 15.09.2021 № 2597-р “О координационном совете по реализации федеральных государственных образовательных стандартов общего образования”.
  • Распоряжение КО СПб от 03.04.2023 № № 345-р " Об утверждении илана-графика мероприятий введения обновленного федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования в Санкт-Петербурге"
  • Распоряжение КО СПб от 03.04.2023 № № 344-р " Об утверждении илана-графика мероприятий введения обновленного федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования в Санкт-Петербурге"
    ☑ Письмо КО от 03.09.2021 № 03-12-816 / 21-0-1 об изучении учебного предмета «Второй иностранный язык».

 


Документы администрации Пушкинского района
  • ☑ Письмо АПР СПб от 30.11.2021 №446/21 о мероприятиях по переходу на новый федеральный государственный образовательный стандарт

ГБОУ ШКОЛА № 257 НА ПУТИ К ПЕРЕХОДУ НА ОБНОВЛЕННЫЕ ФГОС НОО И ФГОС ООО С 01.09.2022
  • 1. Утверждены приказы по ГБОУ школе № 257, обеспечивающие переход на обновленный ФГОС-2021 в ГБОУ школе № 257:
  • 2. Создана рабочая группа по обеспечению перехода на обновленные ФГОС – 2021 в ГБОУ школе № 257 (Приказ № : который определяет состав рабочей группы по обеспечению перехода ГБОУ школы № 257 на обновленные ФГОС- 2021
  • Определен фокус внимания членов рабочей группы по введению обновленных ФГОС-2021, это 5 ведущих направлений (создание сообществ групп лидеров изменений в формате метагрупп):
  • — Обновление содержания начального общего образования в ГБОУ Школе № 257;

    — Обновление содержания основного общего образования в ГБОУ Школе № 257;

    — Обновление системы оценки планируемых результатов освоения Программ начального общего образования и Программ основного общего образования ГБОУ Школе № 257;

    — Обновление содержания Программ начального общего образования и Программ основного общего образования, обеспечивающего целостность урочной и внеурочной деятельности;

    — Обновление системы психолого-педагогические условий, обеспечивающих реализацию Программ начального общего образования и Программ основного общего образования.

  • Определен график перехода на обновленные ФГОС начального общего и основного общего образования на 2021-2027 годы
  •  

    Класс 1 2 3 4 5 6 7 8 9
    Учебный год НОО ООО
    2021/22 С С С С С С С С С
    2022/23 В С С С В С С С С
    2023/24 В В С С В В С С С
    2024/25 В В В С В В В С С
    2025/26 В В В В В В В В С
    2026/27 В В В В В В В В В

    В – обязательное введение новых ФГОС начального общего образования и ФГОС основного общего образования.

    С – необходимо согласие родителей для перехода на новые ФГОС начального общего образования и ФГОС основного общего образования.

  • Определено содержание положения о составе рабочей группе по обеспечению перехода ГБОУ Школы № 257 на обновленный ФГОС -2021, которое фиксирует цель, основные задачи, функции, а также порядок формирования рабочей группы государственного бюджетного общеобразовательного учреждения Школы № 257 (далее — школа) по обеспечению перехода на обновленные федеральные государственные образовательные стандарты начального и основного общего образования (далее – ФГОС-2021), утвержденных приказами Министерства просвещения РФ от 31.05.2021 № 286 и № 287.
  • Задает направления деятельности и целевых ориентиров рабочей группы по обеспечению перехода на обновленный ФГОС начального и основного общего образования, для рассмотрения вопросов по внедрению ФГОС НОО и ООО в школе по следующим направлениям: «Организационное обеспечение внедрения ФГОС НОО и ООО», «Нормативно-правовое обеспечение внедрения ФГОС НОО и ООО», «Методическое обеспечение внедрения ФГОС НОО и ООО», «Кадровое обеспечение внедрения ФГОС НОО и ООО», «Информационное обеспечение внедрения ФГОС НОО и ООО».

    Основная цель рабочей группы – обеспечить системный подход к переходу на обновленный ФГОС-2021 на уровнях начального и основного общего образования с учетом имеющихся в школе ресурсов, условий и возможностей в соответствии с Планом действий ГБОУ Школы № 257 по обеспечению перехода на обновленный ФГОС-2021 на 2022-2023 г. и перспективу 2023-2027 г.» Основными задачами рабочей группы являются:

  • разработка Программы начального общего образования и Программы основного общего образования в соответствии с требованиями обновленных ФГОС-2021;
  • определение условий для реализации Программы начального общего образования и Программы основного общего образования в соответствии с обновлёнными ФГОС-2021;
  • внесение изменений в действующие локальные нормативные акты, приведение их в соответствие с обновленным ФГОС-2021;
  • анализ и удовлетворение потребностей школы в подготовке педагогических кадров и руководящих работников с учетом динамики требований к ресурсному обеспечению образовательного процесса;
  • мониторинг первоначального состояния, динамики и результатов деятельности школы по направлениям реализации основных образовательных программ школы (здоровье учащихся, ресурсное обеспечение, условия и результаты образования);
  • обеспечение координации мероприятий, направленных на введение обновленных ФГОС-2021 с учетом действующих программ;
  • создание системы информирования общественности и всех категорий участников образовательного процесса о ходе внедрения обновленных ФГОС-2021.
  • План действий ГБОУ Школы № 257 по обеспечению перехода на обновленный ФГОС-2021 на 2022–2023 г. и перспективу 2023–2027 г., который определяет::

    Мероприятия подготовительного периода на 2022–2023 учебный год и на перспективу 2023–2027 годов и является управленческим индикатором по эффективному введению обновленных ФГОС НОО и ФГОС ООО в ГБОУ Школы № 257 с 01.09.2022 года.

    В план действий в течение 2021–2022 учебного года, могут вноситься изменения и дополнения, установленных требованиями и рекомендациями Министерства просвещения РФ, и Комитетом по образованию Санкт-Петербурга, а также изменению условий и возможностей ГБОУ Школа № 257 на подготовительный период 2021–2022 г. и перспективу 2022-2027 г.

  • Приказ № 470  "Об организации работы по поэтапному введению и реализации ФГОС – 2021 начального общего и основного общего образования в ГБОУ СОШ № 257 Пушкинского района Санкт-Петербурга"


Региональный портал сетевой педагогической поддержки внедрения ФГОС

Образовательные программыПроекты примерных основных образовательных программ начального общего образования, разработанные федеральным государственным бюджетным научным учреждением «Институт стратегии развития образования  Российской Академии образования» можно посмотреть на Федеральном портале «Единое содержание общего образования» — http://edsoo.ru/.

Примерная основная образовательная программа начального общего образования
Примерная основная образовательная программа основного общего образования

 


Документы ГБОУ школы № 257, регулирующие введение и обеспечение перехода на обновлённый ФГОС-2021

Презентация обновленный ФГОС 

Обновленные ФГОС НОО И ООО: обзор  ключевых изменений и новых возможностей

 

1. Вариативность

Обновленные ФГОС НОО и ООО закрепляют требования, чтобы содержание ООП НОО и ООО было вариативным. Это значит, что школы все больше должны ориентироваться на потребности учеников и предлагать им различные варианты программ в рамках одного уровня образования. Школа может обеспечить вариативность ООП тремя способами.

Первый – в структуре программ НОО и ООО школа может предусмотреть учебные предметы, учебные курсы и учебные модули.

Второй – школа может разрабатывать и реализовывать программы углубленного изучения отдельных предметов. Для этого на уровне ООО добавили предметные результаты на углубленном уровне для математики, информатики, физики, химии и биологии.

Третий способ – школа может разрабатывать и реализовывать индивидуальные учебные планы в соответствии с образовательными потребностями и интересами учеников.

Вариативность дает школе возможность выбирать, как именно формировать Программы НОО и Программы ООО. Учителя смогут обучать учеников в соответствии с их способностями и запросами и так, как считают нужным. При этом, однако, нужно учитывать и требования к предметным результатам.

 

Пункт 6. Приказа № 286 Министерства просвещения России от 31.05.2021 г. ФГОС НОО

Вариативность содержания программ начального общего образования обеспечивается во ФГОС за счет:

1) требований к структуре программ начального общего образования, предусматривающей наличие в них:
единиц (компонентов) содержания образования, отражающих предмет соответствующей науки, а также дидактические особенности изучаемого материала и возможности его усвоения обучающимися разного возраста и уровня подготовки (далее — учебный предмет);

целостной, логически завершенной части содержания образования, расширяющей и углубляющей материал предметных областей, и (или) в пределах которой осуществляется освоение относительно самостоятельного тематического блока учебного предмета (далее — учебный курс);

части содержания образования, в пределах которой осуществляется освоение относительно самостоятельного тематического блока учебного предмета или учебного курса либо нескольких взаимосвязанных разделов (далее — учебный модуль).

2) возможности разработки и реализации Организацией программ начального общего образования, в том числе предусматривающих углубленное изучение отдельных учебных предметов;

3) возможности разработки и реализации Организацией индивидуальных учебных планов, соответствующих образовательным потребностям и интересам обучающихся.

ФГОС предусматривает возможность для Организаций, являющихся частью федеральной или региональной инновационной инфраструктуры, самостоятельно выбирать траекторию изучения предметных областей и учебных предметов, учебных курсов (в том числе внеурочной деятельности), учебных модулей, обеспечивая при этом соответствие результатов освоения выпускниками программы начального общего образования требованиям, предъявляемым к уровню начального общего образования.

Пункт 5. Приказа № 287 Министерства просвещения России № 287 от 31.05.2021 г. ФГОС ООО

Вариативность содержания программ основного общего образования обеспечивается во ФГОС за счет:

1) требований к структуре программ основного общего образования, предусматривающей наличие в них:

единиц (компонентов) содержания образования, отражающих предмет соответствующей науки, а также дидактические особенности изучаемого материала и возможности его усвоения обучающимися разного возраста и уровня подготовки (далее — учебный предмет);

целостной, логически завершенной части содержания образования, расширяющей и углубляющей материал предметных областей, и (или) в пределах которой осуществляется освоение относительно самостоятельного тематического блока учебного предмета (далее — учебный курс);

части содержания образования, в пределах которой осуществляется освоение относительно самостоятельного тематического блока учебного предмета или учебного курса либо нескольких взаимосвязанных разделов (далее — учебный модуль).

2) возможности разработки и реализации Организацией программ основного общего образования, в том числе предусматривающих углубленное изучение отдельных учебных предметов;

3) возможности разработки и реализации Организацией индивидуальных учебных планов, соответствующих образовательным потребностям и интересам обучающихся.

ФГОС предусматривает возможность для Организации, являющейся частью федеральной или региональной инновационной инфраструктуры, самостоятельно выбирать траекторию изучения предметных областей и учебных предметов, учебных курсов (в том числе внеурочной деятельности), учебных модулей, обеспечивая при этом соответствие результатов освоения выпускниками программы основного общего образования требованиям, предъявляемым к уровню основного общего образования


2.Планируемые результаты

Изменили требования и к структуре содержательного раздела программ. На уровне НОО убрали программу коррекционной работы и программу формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни. На уровне ООО вместо программы развития УУД указали программу формирования УУД. Еще дополнили содержательный раздел НОО и ООО рабочими программами учебных модулей.

В итоге, согласно новым стандартам, содержательный раздел ООП НОО и ООО должен содержать:

  • рабочие программы учебных предметов, учебных курсов, курсов внеурочной деятельности, учебных модулей;
  • программу формирования УУД;
  • рабочую программу воспитания.

Также в содержательный раздел программы ООО должна быть включена программа коррекционной работы в том случае, если в школе обучаются дети с ОВЗ.

 


3.Метапредметные и личностные результаты

Обновленные ФГОС, как и прежде, требуют системно-деятельностного подхода. Они конкретно определяют требования к личностным и метапредметным образовательным результатам. Если в старых стандартах эти результаты были просто перечислены, то в новых они описаны по группам. Личностные результаты группируются по направлениям воспитания:

  • гражданско-патриотическое;
  • духовно-нравственное;
  • эстетическое;
  • физическое воспитание, формирование культуры здоровья и эмоционального благополучия;
  • трудовое;
  • экологическое;
  • ценность научного познания.

Метапредметные результаты группируются по видам универсальных учебных действий:

  • овладение универсальными учебными познавательными действиями – базовые логические, базовые исследовательские, работа с информацией;
  • овладение универсальными учебными коммуникативными действиями – общение, совместная деятельность;
  • овладение универсальными учебными регулятивными действиями – самоорганизация, самоконтроль.

В прежних ФГОС (2009 и 2010 годов) личностные и метапредметные результаты описывались обобщенно. А в новых – каждое из УУД содержит критерии их сформированности. Например, один из критериев, по которому нужно будет оценивать сформированность регулятивного УУД «Самоорганизация», – это умение ученика выявлять проблемы для решения в жизненных и учебных ситуациях. Теперь с таким подробным и конкретным описанием планируемых результатов педагогам будет проще организовывать на уроках систему формирующего оценивания.

 


4.Пояснительная записка к ПрограммеРаньше содержание пояснительной записки было разным для НОО и ООО. Теперь требования стали едиными. На уровне НОО указывать в записке состав участников образовательных отношений и общие подходы к организации внеурочной деятельности не нужно. А на уровне ООО необходимо добавить общую характеристику программы. Также в пояснительных записках к ООП НОО и ООО необходимо прописать механизмы реализации программы.

5.Содержательный раздел Программ

Изменили требования и к структуре содержательного раздела программ. На уровне НОО убрали программу коррекционной работы и программу формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни. На уровне ООО вместо программы развития УУД указали программу формирования УУД. Еще дополнили содержательный раздел НОО и ООО рабочими программами учебных модулей.

В итоге, согласно новым стандартам, содержательный раздел ООП НОО и ООО должен содержать:

  • рабочие программы учебных предметов, учебных курсов, курсов внеурочной деятельности, учебных модулей;
  • программу формирования УУД;
  • рабочую программу воспитания.

Также в содержательный раздел программы ООО должна быть включена программа коррекционной работы в том случае, если в школе обучаются дети с ОВЗ.


6.Рабочие программы педагогов

Рабочие программы учебных предметов, учебных курсов, курсов внеурочной деятельности и учебных модулей нужно формировать с учетом рабочей программы воспитания. Тематическое планирование рабочих программ теперь должно включать возможность использования ЭОР и ЦОР по каждой теме. Кроме того, в рабочих программах внеурочной деятельности нужно указывать формы проведения занятий.


7.Рабочая программа воспитания

Внесли изменения в структуру рабочей программы воспитания. Обновленные ФГОС конкретизируют содержание календарного плана воспитательной работы, который входит в организационный раздел Программ ООН и Программ ООО. Он должен содержать перечень событий и мероприятий воспитательной направленности, которые организует и проводит школа или в которых она принимает участие.Требования к рабочей программе воспитания НОО стали мягче. Законодатели указали, что программа воспитания для НОО может, но не обязана включать модули, и описали, что еще в ней может быть ( ФГОС НОО). Для ООО модульная структура также стала возможной, а не обязательной. Но для этого уровня образования добавили обязательные требования к рабочей программе воспитания. Так, она должна обеспечивать целостность образовательной среды, самореализацию и практическую подготовку учеников, учет социальных потребностей семей ( ФГОС ООО)


8.Программа формирования универсальных учебных действий

Внесли изменения в структуру рабочей программы воспитания. Обновленные ФГОС конкретизируют содержание календарного плана воспитательной работы, который входит в организационный раздел Программ ООН и Программ ООО. Он должен содержать перечень событий и мероприятий воспитательной направленности, которые организует и проводит школа или в которых она принимает участие.Требования к рабочей программе воспитания НОО стали мягче. Законодатели указали, что программа воспитания для НОО может, но не обязана включать модули, и описали, что еще в ней может быть ( ФГОС НОО). Для ООО модульная структура также стала возможной, а не обязательной. Но для этого уровня образования добавили обязательные требования к рабочей программе воспитания. Так, она должна обеспечивать целостность образовательной среды, самореализацию и практическую подготовку учеников, учет социальных потребностей семей ( ФГОС ООО)


9.Предметные области и предметы

В предметной области «Математика и информатика» появился учебный предмет «Математика». В него входят учебные курсы «Алгебра», «Геометрия» и «Вероятность и статистика». Также изменили структуру предметной области «Общественно-научные предметы». Теперь учебный предмет «История» включает учебные курсы «История России» и «Всеобщая история». В предметную область «ОРКСЭ» и «ОДНКНР» входят учебные модули по основам православной, исламской, буддистской, иудейской культур, религиозных культур народов России, светской этике. Родители могут выбрать любой модуль. Свое решение им понадобится оформить письменно – подготовить заявление (п. 32.1 ФГОС НОО, п. 33.1 ФГОС ООО). Форма такого заявления не утверждена, школа вправе разработать шаблон самостоятельно.